кадры из фильма Банкрот
кадр из фильма
Кузмич
кадр из фильма Чужие
кадр из фильма Духов день
кадр из фильма
кадры из фильма Вий
кадр из фильма
кадр из фильма
кадр из фильма

Фильм Экскурсант (Исключения без правил)
  • ГЛАВНАЯ   ДОСЬЕ   ФИЛЬМЫ   ТЕЛЕВИДЕНИЕ   ТЕАТР   ПРЕССА   ФОТО
  • РАССКУЗИКИ    ПРАЗДНИКИ, КОРПОРАТИВЫ   МАГАЗИН КУЗЬМИЧА    КОНТАКТЫ

  • ПРЕССА


    Я слишком откровенный



    - нажмите, чтобы увеличитьВИКТОР БЫЧКОВ - АКТЕР, ТЕЛЕВЕДУЩИЙ, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ И ОБЛАДАТЕЛЬ "ЗОЛОТОГО ОРЛА", ЖИВЕТ В ПЕТЕРБУРГЕ.
    Вместе с женой, театральным режиссером Полиной Белинской, воспитывает пятилетнего сына Добрыню и сторонится вездесущих журналистов. Если же соглашается на интервью, то на вопросы отвечает всегда открыто и искренне, а потом, бывает, читает в газетах и журналах совсем не то, что рассказал.

    Неприятно, когда на пустом месте появляются безумно "желтые" заголовки. Когда мы с Полиной познакомились, ко мне пришел милый молодой человек, мы с ним душевно поговорили, а потом прочитали в газете: "Кузьмич совратил молоденькую". Или раздается звонок - "Первый канал" снимает программу "Гордость России". Я в смокинге три часа рассказываю о жизни, о себе. В результате выходит передача "Как выбить алименты", где из трехчасовой записи в эфир идет одна фраза, вырванная из контекста: "Никто никому ничего не должен", а потом пускают кадры, как я иду и смотрю вдаль. Закадровый текст: "Он смотрел на окна своей арестованной квартиры...". Полина тогда была на шестом месяце и чуть не родила! Канал извинился, но разве легче от этого? Журналистика, конечно, вторая по древности профессия, но жрица любви и б... - это разные вещи.
    Полина иногда говорит, что я очень откровенный в своих интервью. Но меня в детстве мама научила, что одна ложь порождает другую. И я всегда предпочитаю правду. Поэтому, господа журналисты, не сочиняйте, я сам вам всю правду расскажу, и даже больше!

    - нажмите, чтобы увеличитьА как вы на самом деле познакомились с Полиной?
    Всему "виной" Театр им. Ленсовета. Я учился у Игоря Петровича Владимирова, главного режиссера Театра Ленсовета, начинал там работать, выходил на сцену с первого курса. Со второго курса я уже плотно был занят в репертуаре, 15 спектаклей в месяц, выходил в небольших ролях в легендарном "Укрощении строптивой", "Малыше и Карлсоне". В 1978 году люди занимали очереди ночью, чтобы купить билеты "на Алису". В Питере, когда говорят "Алиса", не спрашивают, какая. Конечно, Фрейндлих. Потом Алиса Бруновна покинула Театр Ленсовета, и поскольку это был театр одной актрисы, он начал потихоньку умирать. Владимиров искал "новую Алису", приглашал провинциальных актрис... Ждать конца этого театра я не стал и ушел "в свободное плавание", тем более что Владимиров был уже "не в себе", и у меня с ним вышел конфликт.
    Кино почти не снимали, шли темные 90-е годы бедности и какого-то беспросветного мрака. Чтобы выжить, я брался за любую работу: снимался в малюсеньких эпизодах, занимался извозом, ездил с концертами, а моя вторая жена устроила меня мыть полы в кооперативный магазин. За это платили 750 рублей в месяц, а в театре я получал 150.

    - нажмите, чтобы увеличитьВокруг спивались артисты, целое поколение. Они сидели месяцами в буфете "Ленфильма" в ожидании... Чего? Хоть какой-то работы. Кофе и компот там в какой-то момент стали подавать в баночках из-под майонеза вместо стаканов. Унизительное, страшное время. Я сыграл вереницу малюсеньких ролей, это все мои перестроечные "Витьки". И вот сквозь эту тьму проступил Александр Рогожкин с написанной на меня ролью егеря Кузьмича ("Особенности национальной охоты" - Прим. ред)...
    Потом была "Кукушка". Как раз в период перед ее съемками мы и познакомились с Полиной. Она работала в Театре Ленсовета. Один из актеров предложил мне роль в легковесном антрепризном спектакле по пошловатой французской пьесе. Настроение было - не участвовать, но я согласился и приехал. Репетировали в доме отдыха "Дюны" - утром и вечером работали, а остальное время жили как отдыхающие. Через несколько дней к нам приехала симпатичная маленькая девочка в очках, второй режиссер. Оказалось, что она получила "пятерку" по философии в аспирантуре, и предложила: "Давайте отметим!". Вот тут мой взгляд и упал на нее. В общем, "недолго птичка мучилась"...

    - нажмите, чтобы увеличитьЧем вас Полина покорила?
    Как-то мне надо было ехать к своим детям - Федору и Арсении, завезти продукты, и перед этим я заехал к Полине. А она вдруг говорит: "Ты же целый день ничего не ел, пошли, я тебя покормлю". Я не был тогда еще представлен ее родителям, стеснялся, да и спешил... Вдруг она убегает и приносит мне с пятого этажа поднос, на нем тарелка окрошки с куском свежего хлеба. Красиво, как в ресторане! Никто никогда не приносил мне суп с пятого этажа. Как вы понимаете, вопрос для меня был решен... Но это все шутки, а если серьезно, то за неделю до смерти мамы мне надо было ехать в Киев, а ее уже нельзя было оставлять одну, и я попросил Полину побыть с ней сутки. И вот возвращаюсь, а мама сидит вся ухоженная, в доме чистота. Полина все прибрала в квартире. А мама грозит мне пальцем и говорит: "Что ж ты прятал Полину? ". "Не понравилась? " - спрашиваю. А она большой палец вверх: "Во!"

    Вы тут же поняли, что Полина - ваша судьба?
    Конечно. Впоследствии "проклятый" Театр Ленсовета очень сблизил нас с Полиной. Незадолго до смерти руководитель театра Владислав Борисович Пази, прекрасный режиссер, лауреат "Золотой Маски", пригласил меня на роль Йоргана Тесмана в пьесу Ибсена "Гедда Габлер". Я всегда мечтал о ролях классического репертуара, и согласился. Два года я получал ни с чем несравнимое удовольствие, когда выходил на сцену в серьезном стильном спектакле в постановке Пази и режиссуре моей жены. Но Владислав Борисович скоропостижно скончался, и нас "изгнали из Рая". Полину уволили по статье "за прогулы", а на самом деле за то, что она подписывала у коллектива бумагу о том, что кроме директора театру жизненно необходим главный режиссер. Уволил ее временно исполняющий обязанности директора Валерий Градковский - при Владиславе Борисовиче Пази он занимал странную должность директора-распорядителя. Как-то Градковский заявил мне: "Я тоже имею отношение к искусству! Я играл в оркестре на трубе". "Ну, а ему все нипочем, ну трубачом, так трубачом!". Так и сидит там, соколик. Полина больше года судилась с театром, вплоть до родов ходила в суд. Проклятый Театр Ленсовета прокатился катком по мне и моей беременной жене. Проезжая мимо на машине, я до сих пор плюю в его сторону.

    - нажмите, чтобы увеличитьГрустная история. Давайте о вашей маме поговорим. Что у вас от мамы в характере?
    Боюсь радоваться. Маму этому жизнь научила, когда ее отца отравили. Они тогда жили на Смоленщине, а при раскулачивании разрешалось вещи раскулаченных забирать себе. Дедушка все время останавливал тех, кто шел забирать добро и скот в семьях раскулаченных. Коммунисты его отравили лисьей отравой, а бабушке сказали: "Забирай своих выродков, или все пойдете вслед за твоим Андреем". И они уехали, маме тогда было 14 лет, и она пошла работать в совхоз. Чего только не было в ее жизни! Девчонкой жила в сторожке на кладбище, всю блокаду возила трупы, полжизни ухаживала за парализованной бабушкой. Она всегда боялась спугнуть радостное событие. Я, конечно, радуюсь, но тоже боюсь спугнуть свое счастье.

    Мама для вас была авторитетом?
    У мамы было четыре класса образования, но всегда к ней приходили женщины и рассказывали о себе, своих бедах. Мама была у них как психоаналитик и очень многим помогала своими советами. После восьмого класса я очень хотел стать водителем, но мама, которая желала мне профессию полегче, сказала: "Иди на оптика, они все чистенькие, в белых халатах"... И я пошел. Но какой из меня оптик? Перешел в вечернюю школу, но все время был клоуном и смешил всех, а педагог делал мне замечания, и я школу бросил. Но благодаря ПТУ оптиков попал в театральную студию к Роберту Петрову. Через несколько лет решил поступить в театральный институт, но аттестата у меня так и не было. Как-то друг сказал: "Я учусь в вечерней школе в 11 классе. Приходи". И я в наглую пришел. И был договор с Луизой Георгиевной, классным руководителем, что с моими 9-ю классами при посещении всех занятий в 11 классе, 10-й мне зачтут экстерном. В общем, я сдал экзамены и аттестат получил настоящий. Но в театральный не поступил, с горя напился, хотел покончить с собой, броситься в Фонтанку или Мойку. Пока решал, настало завтра. Я подумал: раз в актеры меня не взяли, буду обычным водителем. Помните, как в фильме Андрона Кончаловского "Романс о влюбленных": вдруг у героя пропали все цвета, жизнь стала черно-белой, столовая - работа - столовая. Я не пил, не курил и работал водителем с 5 утра до 9 вечера. Тогда мне уже было 24 года. Так и прожил целый год. А в театральный поступил со второго раза со всеми "пятерками". А вообще, вся моя жизнь складывается вопреки. Предпосылок, чтобы я стал актером, не было.

    - нажмите, чтобы увеличитьСовсем никаких?
    Я мог стать кем угодно, начиная от акушера и заканчивая преступником, потому что из-за "внутреннего компанейства" готов был с друзьями пойти на противоправные действия. Надо было отказаться пить и хулиганить, но я из-за какого-то ложного товарищества шел на поводу у людей, которые и родились-то только для того, чтобы сидеть в тюрьме или быть убитыми. Когда я был маленьким, во дворе на 40-50 человек всегда имелся один вор, который пришел из зоны с гитарой, металлическими фиксами во рту, рассказывал очень интересные вещи про тюрьму, как там здорово, как братва друг другу помогает. На фоне серой обыденности все это казалось очень притягательным и красивым. Только став взрослым, прочитав Шаламова и Солженицына, я понял, что именно серая и обыденная жизнь была настоящей, а его блатная романтика - сплошное вранье, мистификация, построение легенды на пустом месте.

    Вы реально могли попасть в тюрьму?
    Конечно, все тогда ходили с ножами, пили, кто-то в наркотики ударился, меня же спасла театральная студия. Из компании, от которой я тогда оторвался, ни одного человека в живых уже давно нет....

    Что мальчика из обычного двора могло привести в театр?
    Есть пчелы, которые носят мед, другие кормят матку, третьи охраняют улей... Пчела рождается уже с какой-то профессией. Так и нормальный человек рождается уже с тем, кем он может стать в будущем. Причем есть вероятность нескольких профессий, и вот куда он, по стечению обстоятельств повернет, тем и станет.

    Значит, и у вас где-то внутри сидело актерство?
    Конечно, меня же били за то, что передразнивал, рожи строил, выдумывал несусветные рассказы. Я не был человеком дворового круга, поэтому и страдать приходилось, и синяки получать, и прятаться, и убегать, и доказывать, что я смелый. Ведь я и под идущий поезд ложился, и с моста прыгал, и на кран подъемный залезал, и в электрическую розетку пальцы засовывал. .. Но все равно не остался с дворовой компанией, иначе бы уже отсидел, спился и умер.

    Дальше жизнь шла тоже вопреки?
    В свое время Рогожкину говорили: "Не надо давать главную роль Бычкову, он актер эпизода". Но Рогожкин все равно написал Кузьмича в "Особенностях национальной охоты" для меня. А когда он решил снимать "Кукушку", вновь услышал: "Не надо брать этих "пьяниц из "Охоты"!". Это было сказано про меня и Вилле Хаапасало. Но Рогожкин снял с нами фильм, который получил "Госпремию" и "Золотого Орла", больше 50 призов в мире. А вообще, я уже давно понял, что талантом никого в нашей стране не удивишь, особенно в Петербурге, это такой холодный город. А для меня важнее быть искренним.

    Как вы попали в передачу "Спокойной ночи, малыши!"?
    Тоже вопреки... Благодаря Джине Лолобриджиде! На вручении "Золотого орла" я от радости поставил ее на стол! Этим произвел неизгладимое впечатление на владельца "Спокойной ночи, малыши!" Александра Митрошенкова. Проработал я в "Спокушках" пять лет, и все это время длился мой испытательный срок. В самом начале владелец сказал мне: "Ты же понимаешь, это очень ответственно, поэтому будет испытательный срок, месяца три. Сейчас проверим тебя на детях. Понравишься ты им или нет. Пока зарплата будет маленькая, но потом... "золотые горы". Я всегда жил булгаковскими словами: "Никогда ничего не проси у сильных мира сего, придут и все предложат сами". Я писал Митрошенкову "интеллигентские письма", поэтично напоминал о "золотых горах". Так продолжалось все пять лет. Вообще наши продюсеры любят говорить, что кино денег не приносит, но при этом имеют рестораны, хорошие дома, а экономят на актерах, сценаристах, композиторах.

    Виктор, а как вы относитесь к растиражированному ныне понятию "звезда"?
    Звезда - она на небе. "Star" в переводе с английского - это еще и "знаменитость, выдающаяся личность". На самом же деле есть человек интересный и неинтересный - о ком можно говорить, и о ком сказать нечего. Поэтому не люблю, когда говорят: "звезда". Во-первых, не чувствую себя звездой, а во-вторых, просто расхотелось улыбаться. Недавно Сергей Сельянов, один из самых успешных продюсеров России, сказал: "У нас время шутейных". Действительно, у нас сейчас в комедиях играют, да и снимают не профессионалы, не актеры и не режиссеры, а выходцы из КВН, "Камеди клаб", "Квартал 95" и т.п.

    У нас нынче все либо шутят, либо занимаются политикой...
    Знаете, я бы законодательно запретил озвучивать свою принадлежность к какой-либо партии священникам, актерам, чиновникам, учителям, врачам и судьям. К их мнению прислушиваются, и они не имеют право "партийно" влиять на людей. Естественно, как граждане, они могут быть тайно членами той или иной партии. Это как тайна вероисповедания, которую никто не отменял. Но из-за того, что у нас все эти понятия уже перевернуты, церковь начинает сращиваться с государством.
    Что же касается актера - он лицедей, поэтому честнее было бы сказать: "Мне заплатили деньги, и поэтому я призываю вас голосовать за такую-то партию". А у нас все пытаются изобразить такие призывы как правду, как реальность. Как, к примеру, берут неизвестного актера, надевают на него белый халат, и он с экрана говорит: "Вставьте пружинку, и у вас не будет геморроя на языке". И все думают, что это рекомендация доктора. У актера всегда должна быть больная душа, иначе он не сможет верить себе, а, значит, правдиво не сыграет. На одном мастерстве далеко не уедешь. Страдания и путь на Голгофу тебя возвеличивают и поднимают над самим собой.

    А у вас была своя Голгофа?
    Конечно. Моя вина перед мамой, ее смерть на моих руках. Потеря первой семьи, неустройство второй и трудный путь к третьей. Это все моя Голгофа.

    В чем чувствуете вину перед мамой?
    Во всем - недолюбил, недодал, не попросил прощения вовремя. Обижал ее, а она страдала, но, как мама, все терпела. Так и я сейчас терплю, ведь Добрыня маленький, ему не объяснишь, что больно. Только в тридцать лет я неожиданно понял жертвенность, которая есть у многих родителей. Мы сидели с мамой, обедали. На столе курица (по тем временам - шикарное блюдо), я ел вкусные потрошки, белое мясо и вдруг остановился и увидел, что мама ест крылья... Неожиданно я понял, что самое вкусное она всю жизнь отдавала мне. С тех пор я ем только крылья, хотя сегодня белое мясо можно покупать хоть тоннами. И если ребенку что-то понравилось, я неосознанно от этого отказываюсь. Каждый ребенок эгоист, и это правильно.
    В любой жизни есть момент вины. Я своим родителям что-то недодал, поэтому, когда у меня появились дети, я свою вину чувствую и отдаю детям, а они будут отдавать не мне, а своим детям. И пока этот процесс идет, на земле есть жизнь. Когда мы все долги отдадим, нас уже не будет.

    У вас много долгов?
    Много. Перед мамой, бабушкой, Робертом Васильевичем Петровым - моим первым театральным педагогом. Он покончил с собой, выбросившись из окна Технологического института. В аудитории, не обращая на него внимания, работали два наладчика оборудования, он смотрел на них, смотрел... Потом сказал: "Здесь есть люди?". И выбросился из окна...
    Добрыне недавно исполнилось пять, я обещал ему дожить до 120 лет минимум, буду стараться. Долг. Сын Федор и дочь Арсения уже взрослые. Когда Федор был маленьким, сказал мне о чем-то материальном: "Ты должен". Я ему ответил: "Запомни, в этой жизни я должен только одному человеку - своей маме. Так же и ты". Надеюсь, он это запомнил. Ася учится сейчас в Театральной академии, а Федор занимается музыкой и компьютерной графикой.

    Часто с ними общаетесь?
    К сожалению, редко. Но наш дом открыт для них, они могут прийти в любое время. Сейчас все силы уходят на Добрыню.

    Добрыня появился у вас в зрелом возрасте, вы его уже по-другому воспитываете, не как старших детей?
    Воспитание - это каждый день заново. Можно прочитать все книги Никитиных, доктора Спока, но все равно может получиться, а может, и нет. Поэтому как я воспитываю сына, не знаю. Важно напитать его любовью, чтобы ему ее хватило на всю жизнь. Чтобы он потом тоже напитал любовью своих детей.

    А как это - "напитать любовью"?
    И баловать, и просто любить, "открыть все двери"... В детстве я лобзиком выпиливал Буратино, в шахматы играл, в спортивные секции ходил, а мама даже не знала, куда я в очередной раз записался. Потом она купила аккордеон, а на бас-балалайке я сам пошел учиться играть. Раньше было много бесплатных кружков, а сейчас за все приходится платить. Но для меня главное открыть Добрыне все двери. Каждые выходные мы ходим в театр, ездим в пригороды, на рисование песком. Он ходит на "буковки", учится, недавно сдал приемный экзамен в музыкальную школу. Еще вожу его на рисование, ушу, в бассейн.

    Задумываетесь о будущем Добрыни?
    Недавно он хотел стать "Космическим Айболитом"! (Смеется). О будущем Добрыни... Уверен, что это будет очень интересно, но пока невозможно даже представить, как это будет. Я не пытаюсь фантазировать на эту тему, потому что это житейская божественная импровизация. Если ты точно знаешь, кем он будет, зачем тогда пробовать другое? А вся прелесть именно в том, что Добрыне предстоит многое попробовать. Для него сейчас все волшебство, он верит в него, в волшебстве живет. Он готов больше к правде и справедливости, ведь от рождения в генах у ребенка заложено знание человечества. Нужно постараться, чтобы он не очень сильно ударялся, обезопасить, помочь, но полностью оградить невозможно. Он должен пройти весь путь сам и набить шишки, "изобрести велосипед" заново, а нам можно только помочь, чтобы он быстрее его изобрел. Если ты правильно покажешь, это будет быстрее, ярче и менее болезненно.
    У нас в доме все завалено игрушками. Сморю на это разнообразие и понимаю, насколько бы мое детство было бы счастливее, если бы кроме одного покупного автомобиля и деревянного кирпича, переделанного в танк, у меня было бы много игрушек! Игрушки должны окружать ребенка, как и книги.

    Что еще должно быть дома?
    Уют, швабра любимая...

    Часто шваброй пользуетесь?
    Ежедневно.

    У вас страсть к чистоте?
    Нет страсти, просто намусорено...

    Как вы относитесь к деньгам?
    Я каждый день ем хлеб с маслом, а иногда ем хлеб с маслом и икрой, к сожалению, не с черной. Иногда деньги есть, иногда их нет. Но чаще все-таки они есть. Я философски отношусь к этому вопросу: деньги должны радовать меня и близких, а не я деньги...

    Вы часто повторяете "вопреки". Что сегодня в вашей жизни вопреки?
    Например, отказался от больших денег в чисто коммерческом проекте, который - абсолютная неправда. Участвуя в нем, нужно было "заложить душу". А тогда я перестану быть собой, потом придется тратить очень много сил, чтобы убедить зрителя, что я это я. Люди - не дураки, и сразу видят неправду. В России человеком можно оставаться только вопреки известности и популярности, финансовым возможностям или нищете, власти. Не хочу спешить, толкаться, унижать себя и других, идти на компромисс с самим собой. "Не верь, не бойся, не проси". Шаламов был прав. Это формула для России на все времена.

    Журнал "Интервью" номер 1(61)(янв-февр.2014)

    «Назад





    ОБЪЯВЛЕНИЕ:

    Продам в хорошие руки Товарные знаки
    "Кузьмич",
    "Дальний Кордон" и
    "Дядя Витя".




    Про саратовскую гармошку, Есенина и грусть бескрайнюю...


    Про саратовскую гармошку - нажмите, чтобы увеличитьМного лет назад в универмаге я увидел замечательную саратовскую гармошку. Стоила она всего-навсего двадцать восемь рублей. И вот, собираясь поехать в Данию на студенческий театральный фестиваль со спектаклем «Если кошку ободрать, то она как кролик», я решил захватить в качестве сувенира гордость России — эту гармошку. Времена были голодные, платили артистам копейки… ... прочитать полностью

    ©2019 Официальный сайт актера Виктора Бычкова. Использование товарных знаков "Кузьмич" и "Дальний Кордон" только с разрешения владельца марки. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на "www.viktorbychkov.ru" обязательна.
    Яндекс.Метрика