кадр из фильма Чужие
кадр из фильма
кадры из фильма Банкрот
кадр из фильма Духов день
кадры из фильма Вий
кадр из фильма
кадр из фильма
Кузмич
кадр из фильма
кадр из фильма

Фильм Турецкий Гамбит
  • ГЛАВНАЯ   ДОСЬЕ   ФИЛЬМЫ   ТЕЛЕВИДЕНИЕ   ТЕАТР   ПРЕССА   ФОТО
  • РАССКУЗИКИ    ПРАЗДНИКИ, КОРПОРАТИВЫ   МАГАЗИН КУЗЬМИЧА    КОНТАКТЫ

  • ПРЕССА


    Неспокойны мы за малышей


    Спокойной ночи, малыши!ТЕЛЕДЕТСТВО

    Детские телепередачи предназначены для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное… Вряд ли кто-нибудь станет спорить с этим, но добавим одно-единственное слово «современные» – и всё уже не так очевидно.

    В прошлом году главная детская телепрограмма страны «Спокойной ночи, малыши!» отметила 45-летие. С ней выросло несколько поколений детей, и я в том числе. Программа пережила смену вождей, эпох, идеологий. Альтернатива ей, несмотря на предпринимавшиеся попытки, так и не возникла. Ни омерзительные Хрюн со Степаном, ни абстрактные Телепузики, как их ни навязывали, российским детям по душе не пришлись.

    Секрет долгожительства программы прост – искренность, отсутствие фальши. В детстве впечатления сливаются в единое целое, оставляя одно, наиболее яркое. Для меня таким впечатлением стали лица ведущих – тёти Вали (Валентины Леонтьевой), тёти Тани (Татьяны Судец), дяди Володи (Владимира Ухина), их улыбки, искренняя, ненаигранная манера обращаться к детям с экрана телевизора как к родным. От них исходила теплота.

    Относительно героев передачи я смутно догадывалась, что они существуют не сами по себе. Помню, как мы с подругой беззлобно подсмеивались над то и дело мелькающими верёвочками и несовпадениями в артикуляции кукол и голосов, их озвучивающих. И несмотря на всё это, каждая передача смотрелась «от» и «до». Незаметно усваивались простые и очень важные для каждого ребёнка правила «что такое хорошо» и «что такое плохо».

    Персонажи тогда не имели ярко выраженной принадлежности к мальчикам или девочкам, как это произошло теперь. Хрюша был просто Хрюшей – милым шалунишкой, Каркуша – немного капризной, но доброй птичкой, Степашка напоминал Зайца из «Ну, погоди!», Филя мило гавкал и производил впечатление надёжного друга, а эпизодически появлявшийся Цап-Царапыч был похож на Кота Леопольда.

    И куклы, и ведущие не играли – они жили на экране, вызывая сочувствие, сопереживание, создавая прекрасное настроение перед тем, как лечь спать. Что может быть лучше для ребёнка? Но времена меняются, и в «Спокойной ночи» менялись заставка, колыбельная песня… В конце 80-х появление некоей дамы в большой шляпе с широкими полями и романтичная песня «Спи, моя радость, усни» вызвали во мне смятение и беспокойство – куда исчезли «Усталые игрушки» – символ чего-то надёжного и нерушимого?

    Передача пережила новое рождение в 2000-е. Нынешние «Малыши» соответствуют новым критериям детской телепередачи. Просторная студия в отличие от прежней, скромной и маленькой, оснащена разнообразной мебелью и декорациями. Ярче стали костюмы кукол-персонажей, модернизировались и они сами. Хрюша превратился в нагловато-грубоватого мальчишку, Каркуша – в кокетливую и обидчивую девочку, Степашка, сохранив черты послушного мальчика-зайчика, приобрёл что-то от «ботаника». Канул в Лету милый Цап-Царапыч, зато появились малахольный Мишутка и Бибигон – виртуальный мальчик-волшебник, меняющийся, подобно хамелеону.

    В программу пришла красивая, ежедневно меняющая наряды, причёску и макияж Оксана Фёдорова – с современными детьми «Спокойной ночи, малыши!» смотрят по вечерам не только мамы, но и папы – видимо, рейтинг детской передачи, которую ведёт победительница конкурса красоты, намного выше. Чтобы прекрасное сочеталось с добрым и полезным, в программу пригласили Анну Михалкову, обладающую природным талантом воспитателя. Если Оксана Фёдорова разговаривает с Хрюшей, Филей и другими как с игрушечными персонажами, то у Анны Михалковой получается то, ради чего передача была создана, – непринуждённое, душевное общение с детьми.

    Уместно и появление третьего ведущего – актёра Виктора Бычкова (незабвенного Кузьмича из «Особенностей национальной охоты»). Пусть в нём нет той теплоты и искренности, что была у дяди Володи, зато есть обаяние и чувство юмора, что детям тоже важно.

    Продолжительность передачи сократилась с пятнадцати минут до десяти. Бывали и более короткие, восьмиминутные выпуски. По-видимому, телевизионное начальство полагает, что малыши способны усвоить разумное, доброе, вечное и за такой короткий промежуток времени. Изменилась и манера общения между персонажами и ведущими. Если раньше в передаче участвовали тётя Валя, тётя Лина, дядя Володя, то теперь – Аня, Витя, Оксана. Таким образом детей с самых ранних лет приучают к размыванию границ в общении между собой и взрослыми. Хорошо ли это? На Западе считается, что да: ведь обращение по именам пошло именно оттуда, но в России уважение к старшим – до сих пор одна из основ в воспитании детей, а уважать и при этом обращаться к старшему по имени, как к другу или подруге, вряд ли возможно.

    Ещё вопрос: кто и по какому принципу решает, какие мультфильмы смотреть нашим детям каждый вечер? За последние полгода мне довелось трижды смотреть один и тот же мультик и три раза задаваться одним и тем же вопросом: зачем это показывают детям, и притом несколько раз? Речь идёт о мультфильме «Весна» из цикла «Маша и медведь».

    Вроде бы всё ничего: Маша – крошечная девочка, размером с ладонь, медведь – большой, сильный и добрый. Они дружат. С приходом весны медведь просыпается, выходит во двор, делает зарядку. Как бы между прочим детям показывают влюблённые пары повсюду: птиц, зайцев и прочую живность. Дальше – больше: на реке купается медведица с ярко выраженными округлостями. Наш медведь, увидев её, бежит в свой домик и наводит красоту: умывается, душится одеколоном, причёсывается, затем берёт коробку конфет, цветы и идёт на свидание.

    Подкараулив влюблённого мишку, Маша вытягивает из него все предназначенные медведице конфеты, потом, обнаружив, что друг всё-таки ушёл, находит его с медведицей, вмешивается в их разговор, вызывает раздражение и ревность медведицы, а потом… радуется, что медведица обратила внимание на другого медведя. «Нам такая не нужна», – изрекает Маша. Оптимистическая песня в завершение мультфильма о крепкой дружбе и друзьях предполагает, что всё вышеописанное – о дружбе между Машей и медведем. Эротический подтекст нам только померещился.

    Сюжет другого мультика: Маша не даёт бедному мишке лечь спать на зиму. Чего только она не делает – даже пчёл из ульев выманивает, и они кусают ни в чём не повинного медведя. Спать в итоге ложится Маша, а мишке остаётся сидеть на горе и выть на луну. Ещё в одном мультике Маша не даёт мишке смотреть его любимый футбол, названивая ему с мобильного телефона на домашний.

    Вывод: современным детям в качестве образца для подражания нужна эгоистичная, настырная девочка, достигающая своих целей любыми средствами. Не зря же в любом книжном магазине вы найдёте кучу книг о том, как научиться быть стервой и какие это успешные женщины. Американский «Лунтик» по сравнению с Машей – просто ангел. Поскольку несовременные советские мультфильмы показывают очень выборочно и редко, я двумя руками за современного Лунтика. У него, конечно, всё проще и воспитательная ценность каждой серии классом ниже, чем у наших старых мультфильмов, но лучше хоть какая-нибудь мораль, чем её отсутствие или вовсе подмена.

    Выбор, впрочем, всегда есть: родители могут включать ребёнку «Спокойной ночи», а могут и не включать. Но тогда единственной альтернативой «Малышам» станут зарубежные мультфильмы, которые в большом количестве показывает появившийся три года назад первый государственный детский ТВ-канал «Бибигон». И «Спокойной ночи» он тоже транслирует, показывая два выпуска за вечер – предыдущий и новый.

    Государство нельзя упрекнуть в полном безразличии к детскому телевидению – оно всё-таки существует. Формально. Не важно, что любое событие государственного масштаба, такое как выступление президента в Федеральном Собрании, расследование причин катастрофы самолёта польского президента под Смоленском и т.п., способно вытеснить единственную детскую программу из сетки вещания. А в выходные малышам «Спокойной ночи» и вовсе не положены.

    Можно взглянуть по-другому: у детей есть хотя бы одна телевизионная передача. С детским кино дела обстоят куда более плачевно. Ситуация вряд ли изменится, пока не найдутся желающие её изменить – люди, обладающие средствами и влиянием в сфере кино и телевидения, а также поддержкой государства. А пока будем продолжать смотреть «Малышей», восполняя пробелы собственными средствами: старыми мультиками на дисках, книгами и…Интернетом.

    Светлана РОГОЦКАЯ
    Литературная газета

    [ Обсудить - Комментировтать ]

    «Назад





    ОБЪЯВЛЕНИЕ:

    Продам в хорошие руки Товарные знаки
    "Кузьмич",
    "Дальний Кордон" и
    "Дядя Витя".




    "Спартак-чемпион" или Расскузик про Спартака и 100-летие Кирка Дугласа


    - нажмите, чтобы увеличитьЯрко помню, как появился «Спартак» с Дугласом. В то время сначала показывали первую серию, а на следующей неделе вторую. Я пролезал через малый зал на первую серию в течение двух недель. Вторую серию до конца смотрел только один раз. В ней есть эпизод, где убивают, а потом распинают Спартака, и я всегда уходил с этого момента, потому что не хотел видеть, как он погибает. Я его спасал! ... прочитать полностью

    ©2019 Официальный сайт актера Виктора Бычкова. Использование товарных знаков "Кузьмич" и "Дальний Кордон" только с разрешения владельца марки. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на "www.viktorbychkov.ru" обязательна.
    Яндекс.Метрика